Новости и статьи

Развитие Иркутска: экология, история туризм
Фонд «Сибирский земельный конгресс» провел 8 декабря 2012 года очередной "круглый стол" на тему «Модель развития Иркутска, как города туризма». На повестку обсуждения были вынесены вопросы:
1. состояние и пути решения экологических проблем города (автотранспорт, ТБО, ООПТ, «зеленые зоны»);
2. сохранение и развитие историко-культурного наследия города Иркутска;
3. туристко-рекреационный комплекс города Иркутска. Проблемы и пути развития;
По данным мониторинга различных ведомств Иркутск входит в сотню самых загрязненных городов России, находясь между 73 и 100 местом. При этом 62% загрязнения воздуха дает автомобильный транспорт. Но кроме экологических последствий, автомобиль оказывает влияние и на психологию людей. «Всё большее жизненное пространство в городе отводится под автомобили: тротуары занимают под парковку, увеличивается количество автостоянок; появляется противоречие между автомобилистами и пешеходами; стабильными являются показатели получения травм и потери жизни в автомобильных авариях: около 30 000 человек в год по всей стране. Все возрастающее количество автомобилей вызывает загруженность дорог, особенно в историческом центре, тем самым снижая туристическую привлекательность Иркутска», - подчеркнул Анатолий Винобер руководитель Фонда «Сибирский земельный конгресс». Необходимо кардинально пересматривать схемы движения общественного и частного транспорта. Но проблему сокращения числа автомобилей в городе очень трудно решать, так как существует множество заинтересованных сторон в увеличении их количества, обслуживания и пользования.
Значительно легче начать решать проблему с ТБО. По отдельным позициям по проблеме переработки мусора сегодня есть прогресс. Перерабатываются автошины, макулатура, стекло, пластик, но в целом этот процесс имеет точечный характер, и подавляющая часть отходов собирается вперемешку и просто захоранивается на полигоне.
Участники также отметили проблему сокращения вокруг города площади зеленого пояса. Эта территория интенсивно осваивается и урбанизируется.
Ирина Моськина, доцент кафедры экономики, менеджмента и сервиса БГУЭП: «Нужен толчок к действию для решения экологических проблем. Импульс от общества».
А.Винобер: «Необходимо стимулировать сбор и сортировку мусора; проводить конкурсы для школ и других образовательных учреждений. Но также нужно создавать перерабатывающие мощности, которые будут использовать мусор, как сырье».
Светлана Маркова главный специалист-эксперт отдела анализа, прогнозирования и организации гостиничной и туристской деятельности агентства по туризму Иркутской области: «Должна быть всеобщая идея экологического образа жизни. Сегодня нет общего направления движения. Коммерческие торговые организации могут для начала убрать из оборота целлофановую упаковку».
А. Винобер отметил, что решение проблемы лежит и в экологическом воспитании. И прежде всего подрастающего поколения: «Сегодня большинство детей и школьников лишены общения с живой природой. Они не знают о процессах, которые протекают в природе: как происходит локальное загрязнение, как происходят взаимоотношения между популяциями, и как эти процессы в итоге отражаются на людях. Необходимо, чтобы у каждой школы и соответствующих факультетов средних и высших учебных заведений был учебный полигон - парк или другая природная территории для занятий по биологии, экологии, для проведения экскурсий, исследований и т.п. Такие полигоны с одной стороны будут площадкой для изучения процессов природы школьников и студентов биологических специальностей, а с другой – площадкой для мониторинга и охраны; будут создавать ценность природы и окружающей среды».
По второму вопросу участники отметили, что исторический потенциал города сегодня недооценен. Потому в городе исторические строения поджигают, захламляют с целью завладения землей под ним.
Городу необходим архитектурный план, и поэтапная реставрация исторических памятников.
Обсуждая последний вопрос «круглого стола», Марина Левашева доцент кафедры физической географии и геоэкологии географического факультета Иркутского государственного университета подчеркнула, что для становления города туристическим центром необходимо разгружать центральные улицы; создать исторический центр города, где удобно ходить и ездить жителям и туристам; центральную и историческую часть города сделать обособленной.
Для Иркутска нужен генплан с проектом исторического центра с учетом того, что город ориентирован на туризм. Ведь туризм может стать ведущей темой в развитии города. Нужен документ определяющий такое развитие города и нужна инициатива со стороны общественных организаций, творческих групп, чтобы форсировать это событие и задать его рамки. И действовать по принципу: что можно сделать уже сейчас, начиная с локальных точек. Это больше относят к вопросам культуры и экономики.
Текст Е. Потапова