Будущее Байкальска требует решений
Будущее Байкальска требует решений 10.11.2012

Будущее Байкальска требует решений

   3 ноября 2012 года в г. Иркутске Фонд поддержки развития биосферного хозяйства и агарного сектора «Сибирский земельный конгресс» провел круглый стол, на котором присутствовали представители администрации Слюдянского района, предприниматели г. Байкальска, п. Утулика, преподаватели вузов и представители общественных организаций города. Руководитель Фонда Анатолий Винобер представил доклад на тему: «Экспертная оценка потенциала развития туризма в городе Байкальске на 2013-2020 гг.». Поставленный вопрос вызвал глубокий интерес присутствующих, вылившийся в полутора часовую дискуссию.  
Дискуссия  
   Доклад был начат с комментариев некоторых данных из отчета «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2011 году» опубликованным на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 11.10.2012. «По данным вышеназванного доклада предполагаемый объем туристского потока в ОЭЗ на Южном Байкале (Гора Соболиная и п. Мангутай) должен составить 1 500 000 туристов в год. «Здесь хочется отметить, что в течение последних лет динамика показателя по загрузке имеющихся мест размещения в Байкальском регионе находится в районе 30%. И встает вопрос: мы не можем загрузить существующие мощности и при этом планируем такое масштабное строительство? Конечно, это цифры плановые, но насколько серьезна проработка цифр, заложенных в такие масштабные проекты? На сегодня остро стоит проблема загрузки, в связи яркой выраженной сезонностью туризма на Байкале. Но в Байкальске она немного не типичная - здесь зимой основной сезон». 
   Далее Анатолий Винобер поделился личным опытом проведения туристско-событийного проекта в Байкальске в 1998 году – Международного фестиваля молодежной музыки «Байкальск-98», который содержал в себе 10 программных компонентов и привлек около 3000 гостей. Дальнейшее развитие предполагало, что на последующие годы каждый компонент получит свой статус фестиваля и будет реализовываться в рамках календаря туристско-событийных мероприятий. Но его развитие не состоялось, так как не было найдено общее видение по этому вопросу с администрацией города. Для сравнения результатов проекта были представлены данные: при проведении этого фестиваля за 10 дней был получен результат равный 20 000 туродням. По данным Стационарной базы отдыха БЦБК в 1999 в Байкальске на базе отдыха было принято 12 000 посетителей, что составило 23 400 туродней. 
   Фонд выступил с идей, что для города Байкальска можно реализовать порядка 50 фестивалей в год, что позволит создать программно регулируемый поток. Сделать на каждый месяц одно туристское событие международного масштаба – или это фестиваль, или это конференция, симпозиум, спортивное событие и т.п. «Почему у нас существует незагрузка гостиничных мест размещения? Потому что механизм работы следующий: все ждут сезон, запускают рекламу, и в большинстве случаев нет управления этим процессом, поток идет стихийно, приедет или не приедет турист - никто не знает. – поясняет докладчик. - В связи с этой идеей встает и вопрос: если мы начинаем формировать стабильный и серьезный поток, который распределяется на весь сезон, то тогда нам необходимы какие-то решения. Можно построить 30 пятизвездочных отелей. А можно пойти другим путем, не требующим больших капвложений, но дающим серьезный эффект, и элементы которого присутствуют в бюджете любого города. При спонсорской поддержке и частных инвестициях этот вопрос успешно решается. Изменение облика города Байкальска может происходить через следующие направления: креативные архитектурно-планировочные решения, изменения дизайна домов, улиц, помещений, свободного пространства, формирование имиджа города науки, спорта и народного творчества, города молодежного туризма, города фестивалей». 
   По мнению Анатолий Винобера, сегодня единовременная вместимость Байкальска вместе с окрестностями составляет более 3000 человек. Если создать туристический поток в течение 300 дней. А такой поток тогда становится прогнозируемым и регулируемым, заданным, когда он расписывается по сезонам, по месяцам, по декадам, по неделям и привязан к конкретным мероприятиям и событиям. Поэтому в сумме это составит 900 000 туродней в год. При минимальной стоимости одного туродня 1000 рублей и 40% от доходов с дополнительных услуг - вот что может получить в качестве годового дохода город Байкальск вместе с его окрестностями. Создание такого потока возможно осуществить на основе программы туристско-событийных мероприятий. «Причем, не используя фантастических капиталовложений», - подчеркнул автор идеи. 
   Отдельно были отмечены возможные риски в развитии туризма. Это и неблагоприятная конъюнктура внутреннего и въездного туризма, природные стихийные бедствия, недостоверные прогнозы бизнеса и некачественные разработки проектов, отсутствие взаимопонимания, координации и взаимодействия властных структур, бизнеса и населения территории. «Последние - вопрос в большинстве своем даже не финансовый, а административный и психологический», – отметил докладчик.  
Участники дискуссии  
   Следующим пунктом был рассмотрен вопрос будущего Байкальского ЦБК, как основного объекта города Байкальска. По мнению Анатолия Винобера возможны следующие сценарии: 
1. БЦБК - модернизированное ультрасовременное предприятие (после 5 млрд. рублей капитальных вложений). 
2. Предприятие, медленное, но уверенно продвигающееся к банкротству. 
3. Закрытие БЦБК. 
4. Площадка БЦБК как международный центр по переработке лигнина в лекарственные средства, удобрения и т.п. 
5. Создание музейного комплекса на всей территории БЦБК. 
6. Создание Киностудии БЦБК «Сталкер» как конкурента Голливуда. 
7. Центр развлечений «БЦБК Молл» (от 1,5 до 3 млн. посетителей в года ежегодный доход 9 млрд. рублей). 
8. Байкальский ЦБК можно использовать как туристский бренд. 
   Участники встречи постепенно включались в обсуждение поставленной темы, выражая свое отношение к ней. 
   По мнению заведующего кафедрой туризма ИГУ Владислава Дрокова, фактором торможения развития туризма в Байкальске является транспортная составляющая: своим транспортом не всегда безопасно ездить по существующей автотрассе, электричкой – слишком долго и некомфортно. 
   Анатолий Винобер считает, что эту проблему ВСЖД может успешно решить, запустив по этому направлению туристский поезд, который будет планомерно загружаться. И весь вопрос в том, кто берет на себя ответственность в продвижении этого вопроса. Ведь иногда решение проблем на самом деле не является таким сложным, как обычно, кажется. 
  Светлана Филиппова, предприниматель из п. Утулик, подчеркнула, что администрация в настоящее время с бизнесом не ведет диалога по развитию туризма, не предлагает какой-либо помощи. «Что касается фестивалей, как туристско-событийных мероприятий, то сейчас в Байкальске проходит три регулярных фестиваля. И соглашусь, что на время их проведения город становится в 2 раза больше. А загрузка турбаз и мест размещения на межсезонье не происходит», - подчеркнула она. 
   «А если у нас есть события, турист едет на эти события. События по интересам – считает Анатолий Винобер. - Люди едут за общением. Многие говорят, что комфорт в местах размещения в регионе недостаточный. А люди-то есть разные! На сегодняшний день, как ни странно, есть 2 самых популярных туристических объекта в Сибири – место падения тунгусского метеорита и полюс холода Верхоянск и Оймякон. В туризме одна из главных составляющих – это миф. Ради чего едут люди? Туристско-событийный туризм позволяет формировать туристический поток, потому что люди едут на событие». 
   «На сегодняшний день, дело может совсем и не в БЦБК, а в том, что люди еще куда-то должны ездить и что-то смотреть. - отмечает Надежда Рябцовская, специалист по продвижению гостиницы «Космос» в г. Байкальске. - Эти «замыленные» экскурсии, которые на сегодняшний день существуют в городе: Аршан, Тункинская долина, санаторий «Жемчуг», Теплые озера, Чертов палец, Музей минералов, катер вдоль берега, - не способны удовлетворить спрос туристов. А что касается единовременной емкости Байкальска, то на сегодняшний день – это 1500 человек». 
Дискуссия  
   По словам Марины Рихвановой, сопредседателя Иркутской региональной общественной организации «Байкальская экологическая волна» работать плотно с Байкальском организация начала с 2008 года. «Со многим из того, что высказано здесь сегодня, можно согласиться. В частности, про потенциал площадки БЦБК. Мы собирали креативные идеи для Байкальска. И одна из идей, которая получила наибольшее развитие и популярность – это «БЦБК как музей». Но воплощение этой идеи зависит от того, что по этому поводу думает собственник. Из опыта всех проектов, проводимых нашей организацией в Байкальске, на мой взгляд, основными проблемами развития туризма являются, во-первых, не очень много активных местных жителей, которые готовы самостоятельно что-то организовывать, во-вторых, низкая активность администрации БЦБК в проводимых общественных мероприятиях, в частности наших». 
   Анатолий Винобер также считает, что идея с музеем – очень интересная. Но в данном случае, музей будет работать без поддержки бюджета, поэтому финансовый вопрос должен быть проработан особенно. В случае сценария «Закрытие БЦБК», должна быть создана эквивалентная структура, которая спокойно будет решать проблемы занятости и поступления средств в бюджет. И это возможно. Здесь воля людей, имеющих власть, капитал и воля общественности. 
   Как отметила Елена Творогова президент Молодежного благотворительного Фонда «Возрождение Земли Сибирской», реализация крупномасштабных планов возможна в том случае, если создается некая структура – агентство развития, куда войдут на равных все действующие субъекты: администрации, представители бизнеса. Пока все упирается в несогласованность действий и противостояние интересов. 
По словам представителя резидента ОЭЗ ООО «Илим Байкал» Вадима Ледяева, такая структура есть – это Особая экономическая зона. «Другое дело, что пока она очень неповоротлива. Мы только заседаем, планируем, пишем бумаги. На территории ОЭЗ Группа «Илим» будет реализовывать проект строительства экологической туристической деревни. И для группы «Илим» – это некоммерческий проект». 
   Олег Данилин, директор негосударственного учреждения - Сибирского института планирования и развития туризма отметил, что реальность сегодня такова: развитие проектов упирается в существующие формальные законы, в частности в закон об охране Байкала. В других зонах, кроме как в ОЭЗ, новое строительство трудно реализуемо и условия там не самые оптимальные. Формально, все документы власть подготовила: есть генплан развития Байкальска, программы. Сегодня необходим импульс - через создание ассоциации муниципальных туристских организаций. Многие проекты, которые можно было бы реализовать на Байкале, сейчас стягивает на себя Республика Бурятия. А ниша Байкала не такая большая, и получается, что если какие-то проекты будут реализованы на восточной стороне Байкала, то реализовать их на нашем берегу можно не успеть. 
   «Общественность Иркутска должна создать импульс к развитию Байкальска. Необходимо внешнее воздействие, в том числе через общественные мероприятия, подобные этому, - подчеркивает участник дискуссии. - Но сегодня нет субъекта принятия решения, нет критической массы от туристической отрасли. А ситуация созрела, и промедление здесь смерти подобно. Республика Бурятия за 3 года поднялась с отметки 140 тыс. туристов до 500 тыс. туристов в год. И большая их часть – это жители Иркутска и Иркутской области, с наиболее платежеспособным спросом. И если не будет предлагаться на нашем берегу новых территорий, новых проектов, то наш турист поедет на восточный берег. Проект, который сейчас можно было бы реализовать, в чем я и поддерживаю Анатолия Винобера, – это развитие молодежного туризма в Байкальске. Сейчас такой проект «приземляется» в Турке - это молодежный центр на 1270 мест. Если бы мы могли его перетянуть в Байкальск под федеральное финансирование – это бы решило многие проблемы. Необходимо создать туристскую инфраструктуру и активизировать это направление». 
   Анатолий Винобер подытожил, что Слюдянский район имеет самый мощный потенциал индустрии туризма в области. Политику содействия развития туризма можно проводить не имея фантастических капиталов и ресурсов. Она должна заключаться в поиске инвесторов и в создании определенной атмосферы - чтобы эти вопросы постоянно находились в центре внимания. 
   P.S. Пока готовился материал для публикации для администрации г. Байкальска и Слюдянского района Фондом были подготовлены и отправлены предложения по развитию туризма. 

Текст и фото Екатерины Потаповой
Яндекс.Метрика

Возврат к списку

Яндекс.Метрика