Лесную политику России обсудили ведущие топ-менеджеры отрасли
Лесную политику России обсудили ведущие топ-менеджеры отрасли 20.04.2014

Лесную политику России обсудили ведущие топ-менеджеры отрасли

1-3 апреля в Москве состоялась 5-я Международная конференция "Лесной комплекс России". Ведущие специалисты лесного комплекса обсудили практические шаги по развитию прибыльного и инвестиционно-привлекательного лесного рынка и отрасли в России. Топ-менеджеры и представители органов государственной власти попытались ответить, как они видят развитие ЛПК и реалии осуществления лесных проектов, рынки лесной продукции в контексте производства, предложения и спроса, а также наукоемкие производства в отрасли - в частности развитие рынка биотоплива и биоэнергетики.
Предконференционный день поставил перед участниками дискуссии ряд серьезных проблем, главные из которых недофинансирование отрасли и низкая инвестиционная привлекательность. Как отметил в завершающем слове модератор сессии "Взгляд на отрасль со стороны дистрибьюторов и конечных пользователей" генеральный директор Центра экономики леса и природопользования Николай Петрунин, формирование в субъектах серьезной научно и экономически обоснованной стратегии развития лесной отрасли, в контексте решения социально-значимых задач и развития территории субъекта в целом, когда регионы будут обосновывать свои потребности и затраты, может существенно исправить эту ситуацию.

Следуя букве закона

Основная конференция также началась с обсуждения вопросов повышения эффективности государственного управления лесами. Иван Валентик подробно остановился на вопросах нормативно-правового регулирования лесной отрасли. В своем докладе он обозначил те основные изменения, которые произошли с лесным законодательством в последнее время – все они направлены на формирование прозрачной и понятной системы лесных отношений. Жаркие споры вызвал закон о регулировании оборота круглых лесоматериалов. Понимая, что закон принят и обратной силы не имеет, представители бизнеса отметили, что он требует серьезнейшей проработки, так как он ударит в первую очередь по добросовестным лесопользователям.

В то же время нельзя не признать тот факт, что ежегодно 18 млн. м³ древесины заготавливается гражданами в рамках целевой льготы на ремонт и строительство жилья. Реально только 0,1 % от этого объема идет по назначению. Остальное уходит в теневой бизнес.

Бизнес-сообщество выступило с предложением тщательно проработать типовые формы договоров аренды лесных участков, а также поддержало идея Минприроды о легализации процедуры продления договора аренды по аналогии с институтом преимущественно права в гражданском обороте, так как 60% договоров аренды заключены на 49 лет.

Иностранные инвесторы отметили, что в настоящее время российское законодательство строится таким образом, что ответственность стоит денег. Но не определена в достаточной степени плата за безответственность – чувствуя свою безнаказанность, серые лесопользователи наносят серьезный вред отрасли.

Барьеры на пути к инвестициям

Обсуждая формы и варианты осуществления лесохозяйственной деятельности, собравшиеся пришли к единодушному выводу: итогом вносимых предложений и изменений должно вести к созданию интенсивной модели лесопользования. Эта мысль звучала на протяжении всех трех дней конференции.

Обращая внимание на то, что с 2009 года лесная отрасль находится в состоянии постоянного стресса, эксперты и аналитики отмечают – в лесном бизнесе есть деньги, есть желание работать…, однако нет ресурса. Это парадокс для самой лесной державы мира. Но он имеет вполне логичное объяснение. Отсутствие должной транспортной инфраструктуры приводит к оттоку инвестиций из отечественной лесной отрасли.

Стоимость древесины в Российской Федерации составляет 1/3 от стоимости в Германии и ½ от стоимости в Канаде. Стоимость заготовки везде примерно одинаковая. При этом стоимость транспортировки в России в 2 раза больше, чем в Германии и в 3 раза больше, чем в Канаде.

Борис Тарасюк отметил, что в связи с принятием закона о предельно допустимой нагрузке на ось увеличились транспортные расходы в 2 раза: в соответствии с принятыми нормами лесовоз должен ехать загруженным… наполовину. Многие понимают, что принятие закона вероятно связано со стремлением дать нагрузку РЖД, отмечает эксперт, но в ряде регионов железнодорожный транш не эффективен, а значит ведение лесного бизнеса заранее убыточно.

Источник Научно-исследовательский и аналитический центр экономики леса и природопользования

Возврат к списку

Яндекс.Метрика