3-4 августа в Белгороде состоялись II Международный форум «Сельский туризм в России» и Международный фестиваль славянской культуры «Белгородская слобода». Начальник Управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Ростуризма Александр Сирченко принял участие в церемонии открытия форума «Сельский туризм в России» и обходе выставочных экспозиций проектов, реализуемых в сфере развития сельского туризма.
В ходе форума Федеральное агентство по туризму совместно с Правительством Белгородской области в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) провели Межрегиональное совещание и семинар по вопросам развития сельского туризма.
На Межрегиональном совещании Александр Сирченко выступил с основным докладом, посвященным состоянию и перспективам развития сельского туризма в Российской Федерации. В частности, он выразил благодарность Правительству Белгородской области за гостеприимство и активное участие в реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)».
А. Сирченко отметил, что Белгородская область выбрана местом проведения форума «Сельский туризм в России» в связи с тем, что в регионе активно развивается агротуризм и проводятся мероприятия, посвященные его развитию. По оценкам Всемирной туристской организации, сельский туризм (агротуризм) развивается быстрыми темпами и становится все более востребованным на мировом рынке. В ряде европейских стран доля сельского туризма в структуре внутреннего турпотока достигает 15 - 20 %. В России доля данного вида туризма пока невелика и на сегодняшний день составляет 1,5 - 2%. Тем не менее, имеются предпосылки для развития этого вида туристической деятельности. Сельский туризм может стать самоорганизующейся системой, способной решать основные социально-экономические проблемы села.
Для развития сельского туризма перспективно использование различных подходов и моделей организации с учетом природных условий и культурно-исторического наследия каждого региона при неуклонном соблюдении требований охраны окружающей среды, стандартов качества и безопасности туристов на отдыхе.
Среди российских регионов наиболее успешными в организации сельского туризма являются: Белгородская, Ленинградская, Калужская, Калининградская, Тамбовская, Республики Карелия и Чувашия, Подмосковье и Алтайский край. В этих регионах действуют механизмы региональной поддержки сельского туризма, в том числе приняты ведомственные целевые программы поддержки. Наличие федеральных и региональных программ развития сельского туризма и агропромышленного комплекса в целом следует отнести к числу решающих факторов развития сельского туризма. Реализация программ развития сельского туризма в Российской Федерации может и должна стать важной точкой роста - экономического, социального, культурного и духовного развития сельского населения нашей страны.
В работе Форума приняли участие иностранные участники, занимающиеся развитием сельского туризма - Польской Федерации сельского туризма «Гостевые хозяйства», Ассоциации сельского туризма Латвии, Европейской Федерации сельского туризма, Литовской Ассоциации сельского туризма, Румынской Национальной Ассоциации сельского, экологического и культурного туризма, Европейской Ассоциации ЛИДЕР по сельскому развитию, НКО «Эстонский сельский туризм», Молдавской Ассоциации сельского туризма, БОО «Отдых в деревне», Республика Беларусь, Союза содействия развитию сельского зеленого туризма в Украине.
От Российской Федерации в работе Форума приняли участие представители более 40 регионов, активно продвигающих этот новый вид туризма.
В выступлениях хозяев и гостей Форума было рассказано об опыте развития сельского туризма в Европе и регионах России, определены положительные и отрицательные стороны формирования туристских продуктов, обсуждены основные причины недостаточно активного развития сферы сельского туризма.
На сегодняшний день к основным причинам, тормозящим развитие сельского туризма можно отнести следующие:
1. Отсутствие общепринятой национальной концепции по развитию сельского туризма.
Нельзя развивать отрасль туризма, не имея четкого представления, где и как её развивать. Существует множество регионов, где продвигать сельский туризм практически невыгодно, а можно развить другие направления. Не везде есть прекрасные лесные массивы, красивые пейзажи. Но есть другие изюминки, на которые можно и нужно обращать внимание при формировании бренда региона. Даже в каждом регионе то или иное сельское поселение, район могут существенно различаться по природно-климатическим, историческим, ландшафтным признакам. Но для того, чтобы все это привести в единую систему, разработать единую республиканскую концепцию развития сельского туризма необходима кропотливая работа на местах, привлечение к этой проблеме не только специалистов в сфере туризма, но и работников институтов, представителей АПК, краеведов и многих других. И это необходимо сделать не только в сельском туризме, но и в сфере всего въездного и внутреннего туризма.
2. Отсутствие нормативного регулирования данного вида деятельности. Для сельского туризма в России нужен закон, который бы описал систему возникновения и развития сельских турхозяйств.
Да, закон необходим. Но опять возникает ситуация, когда мы говорим о законе, выдвигаем различные его версии, наполняем наши выступления различными предложениями, но адресуем их тем инстанциям, которые, по мнению выступающих, должны заниматься его разработкой или внесением дополнений в существующий закон об основах туристской деятельности в РФ.
За примером далеко ходить не надо. В рекомендациях последнего слушания в Общественной палате были правильно определены основные критерии устранения существующих трудностей в развитии сельского туризма. Но все предложения сводились к тому, что решать эти вопросы должны Правительство, Государственная Дума, Министерство сельского хозяйства, Министерство культуры и туризма. А где же наши предложения уже сформированного проекта Закона, с которым были бы согласны все заинтересованные стороны. Его нет, или он был разработан кем-то и запущен в эти ведомства без обсуждения. Мы в 2007 году тоже разработали свой вариант Закона и направили его в Совет Федерации. Но о его судьбе мы ничего не знаем, поскольку он был направлен от одного региона, без должной правовой проработки и не согласован с другими регионами.
Необходимо создать координационный совет по выработке проекта Закона о сельском туризме, в который вошли бы представители всех регионов, которые занимаются сейчас этим видом туризма, и дать ему возможность собрать все предложения от представителей государственной власти, туристских организаций, хозяев гостевых домов, обстоятельно их проработать и свести в единый документ. И этот документ, согласованный со всеми сторонами официально направить в Правительство и Государственную Думу.
Такая возможность есть. Одно из главных условий плодотворной работы в этом направлении является устранение основного препятствия – необходимо перестать «тянуть одеяло» каждому на себя, а работать сообща, соборно, как сказали бы в старину.
3. Отсутствие единых стандартов и нормативов, применимых в сфере сельского туризма как специального сектора туриндустрии. Стандарты и нормативы, действующие в РФ в сфере гостиничного и рекреационного бизнеса, не могут механически переноситься на сектор малого семейного гостиничного бизнеса в силу специфики последнего.
Практически во всех регионах России разработаны свои практические рекомендации по организации приема гостей на объектах сельского туризма. Они мало чем отличаются друг от друга, поскольку основные положения во всех рекомендациях практически одинаковы и лишь увязываются с местными условиями.
Координационный совет мог бы и в этом случае собрать все существующие рекомендации, проанализировать их и создать один, базовый документ, который бы был обязателен для всех (с привязкой к местным условиям). И направить этот документ в орган сертификации, чтобы он получил государственный статус. Тогда любой приезжающий в любой регион России мог бы быть уверен, что уровень сервиса везде на одном уровне. А это, прежде всего, повышение имиджа нашей страны на мировом рынке туристских услуг.
Второе, немало важное условие успешного развития сельского туризма и туризма вообще – это вопросы налогообложения. Сельский туризм – это, прежде всего предпринимательство. Малый семейный гостиничный бизнес.
И здесь есть один, главный вопрос, как хозяин усадьбы должен строить свои взаимоотношения с государством. На сегодняшний день есть два варианта – становиться предпринимателем и выполнять все требования законодательства России, или заключать договора с туристскими фирмами, сдавая свои помещения им в аренду.
В первом случае хозяин попадает под всевозможные проверки со стороны контролирующих служб (санэпидстанции, МЧС, пожарники, миграционные службы, налоговые органы и т.д.). А это, на сегодняшний день дорогое удовольствие. Плюс – налоговое законодательство, которое сегодня направлено далеко не в сторону развития малого бизнеса.
По мнению ряда экспертов, сельский туризм в регионах и без того является «потёмкинскими деревнями», отраслью, которой «почти нет». А в нынешних условиях и мелкие очаги такого туризма могут исчезнуть. Действия федеральных властей (повышение в два раза - с 17 до 35 тысяч рублей - страховых взносов в Пенсионный фонд) в первую очередь ударили по микробизнесу, куда и относится сельский туризм. В целом, по их оценкам, около 30% самозанятого населения может уйти в тень, другая часть снимется с регистрации. Многие предприниматели работают по 2-3 месяца в году, и платить взносы за весь год для них нереально.
Для предпринимателей, работа в сельском туризме – удавка на шее, поскольку всю выручку «съедают» постоянно увеличивающиеся тарифы. Головной болью для организаторов деревенского туризма являются цена за электроэнергию и большие налоги. А небольшая прибыль почти полностью уходит на содержание огородов, деревянных домов, скотины и экзотических животных. На рекламу средств нет, и единственным инструментом пиара остаётся сарафанное радио.
Поэтому на слушаниях в Общественной палате РФ и было принято решение о возможности ввода определенных льгот для тех, кто решил посвятить себя развитию сельского туризма на отдельно взятом подворье.
- освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц сельских граждан, предоставляющих услуги по размещению туристов на площади не более 100 квадратных метров жилья, заменив его минимальным единоразовым годовым сбором за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма (по примеру Республики Беларусь).
- использование «нулевого патента» в рамках существующей патентной системы налогообложения для граждан, предоставляющих услуги сельского туризма на площади от 100 до 500 квадратных метров и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
- разрешить фермерским хозяйствам, использующим единый сельхозналог и занимающимся оказанием услуг сельского туризма, исключить данные доходы из общего дохода от реализации товаров (работ, услуг) при расчете доли дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции.
И ещё. Основным недостатком в развитии сферы туризма, по мнению ряда экспертов, является отсутствие реальной статистической информации.
Без неё невозможно точно определить возможности тех или иных регионов в развитии приоритетных для них отраслей туризма, четко отследить туристские потоки, количественный и качественный состав путешествующих, выявить зависимость турпотоков от уровня предлагаемых туристских продуктов и многое другое. Мы уже почти 6 лет предлагаем ввести отдельную статистическую отчетность для организаций и предпринимателей в сфере туризма. Статистическим организациям разработка этого вида отчетности не интересна ввиду дополнительных усилий и затрат. Туристским организациям она не интересна из-за необходимости раскрытия реальной картины своей деятельности.
Но она необходима. Как мы сможем точно сказать, что есть острая необходимость перенаправить туристов из перегруженного «Золотого кольца» в ту же Тамбовскую или Липецкую область. Имея такой механизм, мы сможем еще более реально подходить к разработкам программ развития туризма на региональных уровнях и в России в целом.
А положить начало созданию отчетности можно опять же в рамках координационного совета. Туристские управления регионов могут начать разрабатывать статистическую отчетность с привлечением туристских организаций и статистических управлений, направлять эти разработки в совет, который в свою очередь их проанализирует, сведет все предложения в единые документы, согласует со всеми и статистикой и получит государственные формы, которые субъекты туристской деятельности смогут направлять как в органы статистики, так и в органы управления туризмом.
4. Отсутствие должной финансовой поддержки сельского туризма. Несмотря на то, что региональные власти принимают целевые программы, предусматривающие субсидирование сельского бизнеса, на практике эффективность данных документов не так высока.
А вот это наиболее больная тема в развитии не только сельского туризма, но и всей сферы туризма на региональном уровне.
Программы разрабатываются, в них закладываются финансовые ресурсы для их реализации. Но когда дело доходит до выделения этих ресурсов на проведение реальных мероприятий, зачастую деньги отсутствуют. И реализацию мероприятий программ приходится проводить на голом энтузиазме, в долг или с помощью инвесторов, которыми очень часто становятся сельские муниципалитеты. И это (если брать Центрально-Черноземный район РФ) в тех областях, в которых развитие туризма необходимо как воздух. Ведь в 90-е годы само понятие «туризм» практически исчезло в наших областях. И восстановление туристской привлекательности регионов, пропаганда их уникальных природных, культурных, исторических достопримечательностей – вот возможность получения дополнительных финансовых поступлений в бюджеты всех уровней. Но… Вложение денег в сферу туризма – это, так называемые «длинные деньги». Получить быструю отдачу в туризме невозможно. Поэтому, очевидно, регионы и стараются выделять деньги на развитие туризма по остаточному методу. Но невозможно получить яйцо, не покормив курицу и не создав её необходимые условия для носки.
5. Развитие сельского туризма в России сдерживается общими факторами, влияющими на развитие внутреннего туризма: несовершенством механизмов по созданию благоприятного инвестиционного климата; неразвитостью инфраструктуры сельских территорий, в том числе дорожной сети, транспортного, бытового обслуживания; отсутствием квалифицированных кадров, недостаточность финансирования рекламных акций и продвижения турпродуктов за пределы области и страны.
Есть еще много вопросов, связанных с развитием сельского туризма, да и всего туризма вообще, которые невозможно охватить в одном выступлении.
Россия интересна для туристов со всего мира. При создании необходимых условий и развитии инфраструктуры сельского туризма у нас есть все шансы для того, чтобы в будущем наша страна одним из мировых лидеров сельского туризма.
Но думаю, что совместными усилиями мы сможем поднять сельский туризм не только до уровня наших соседей (Украина и Беларусь), но может быть в перспективе и превзойти. Надо только собраться с духом и сказать всем (государству, туристским администрациям, фирмам, отдельным предпринимателям) – «Надо – сделаем!».
Для эффективного развития сельского туризма необходимо разработать конкретизированную нормативно-правовую и законодательную базы; порядок оказания сельских туристских услуг, а также совершенствовать механизмы по созданию благоприятного инвестиционного климата.
4 августа начальник Управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Ростуризма, гости Форума посетили ряд объектов сельского туризма на территории Прохоровского района Белгородской области и приняли участие в награждении наиболее активных участников форума и лучших проектов в области сельского туризма.
Источник www.rusngo.ru Национальное географическое общество